На наш взгляд, законопроект полезен, и не только для граждан-должников — можно надеяться, что он снизит давление на арбитражные суды крупных городов, вызванное лавинообразным увеличением числа дел о банкротстве граждан. На сегодня их число уже превысило 300 тысяч в год и растет, сложными делами банкротным составам арбитражных судов заниматься попросту некогда.
Бесспорным плюсом законопроекта стоит считать устранение необходимости для должника, получающего лишь социальные выплаты (пенсию, пособие на детей) добиваться окончания исполнительного производства.
Законопроект вводит своеобразную «финишную черту» для исполнительного производства, который хорошо бы ввести не только для внесудебного банкротства, а для любого исполнительного производства: спустя семь лет после получения исполнительного листа, даже если исполнительное производство все еще не окончено, это не станет препятствием.
Тем не менее, упрощение процедуры может дать и негативный эффект.
Так, с одной стороны, увеличение пороговой суммы долга до 1 млн.руб. способно отразиться на стоимости всех потребительских кредитов. Но, с другой стороны, этого может и не случиться, так как эта мера должна повлечь улучшение текущей плачевной статистики удовлетворения кредиторов в судебном банкротстве (менее 4 копеек на рубль долга). Это связано с тем, что приоритетные расходы составят меньший процент от большей суммы долга, а значит доля дел cвыплатами кредиторам увеличится.
Заметим, что негативные последствия процедуры банкротства законопроект неотменяет и не изменяет, единственное — к новому списанию долгов через банкротство должник сможет прибегнуть в два раза быстрее, через пять лет.
Еще один важный момент – применение нормы об исключении прожиточного минимума из-под взыскания станет единообразным. Сегодня прожиточный минимум в делах о банкротстве исключается из конкурсной массы ежемесячно, а в исполнительном производстве эта сумма освобождается от взыскания единоразово. Законопроект вносит соответствующие поправки в Закон об исполнительном производстве.
В заключение заметим, что наш законодатель расширяет возможности освободиться от непосильных долгов постепенно, опасаясь повторения ошибок американского законодателя, которому в начале двухтысячных годов пришлось серьезно ужесточить такое регулирование, первоначально очень вольготное для должников.
Ну а мы по-прежнему работаем с долгами от 500 тысяч рублей и поднимать этот нижний предел не планируем. Мы постараемся снизить ваше долговое бремя без банкротства и исключить негативные последствия.